Правосл. миссия, действовавшая на территории совр. КНДР и Республики Корея. Со времени основания в кон. XIX в. К. д. м. находилась в ведении митрополита С.-Петербургского, в 1908 г.- архиепископа Владивостокского, с 1922 по 1941 г.- архиепископа (с 1931 г.- митрополита) Токийского и Японского. С 1941 по 1945 г. миссия была временно самостоятельной, под управлением непосредственного ее начальника; с 1945 г. перешла в ведение митрополита Харбинского. Деятельность К. д. м. продолжалась до 1949 г., когда власти Юж. Кореи выдворили из страны главу миссии архим. Поликарпа (Приймака), а ее имущество арестовали. В 1956 г. корейская православная община, лишившаяся контактов с РПЦ, перешла в юрисдикцию К-польского Патриархата под управление Американского архиепископа, затем вошла в состав Новозеландской митрополии. В 2004 г. решением Синода К-польского Патриархата на территории Республики Корея была образована отдельная Корейская митрополия.
Первыми русскими, ступившими на землю Кореи, были моряки фрегата «Паллада», обследовавшие в 1854 г. прибрежные воды Корейского п-ова. Среди них был корабельный священник - архим. Аввакум (Честной), ранее пребывавший в Пекине в составе 11-й Русской Духовной миссии в Китае (1830-1840). Миссионерская деятельность Русской Церкви среди корейцев началась в 1856 г.: свт. Иннокентий (Вениаминов) начал посылать проповедников в Южно-Уссурийский край, куда направился поток корейских переселенцев. Нек-рые корейцы, принявшие Православие, затем возвращались в Корею. В 1884 г. Россия установила с Кореей дипломатические отношения. В 1885 г. между обеими странами был заключен договор, 4-я статья которого гласила, что в корейских портах, открытых для иностранцев, русским подданным «предоставляется право свободного отправления богослужений».
Одним из первых учреждение правосл. миссии на корейской земле инициировал секретарь дипломатической миссии Н. А. Шуйский, видя в этом прежде всего геополитическую задачу. 3 янв. 1897 г. российский поверенный в делах в Корее З. М. Поляновский в отчете указал на срочную необходимость в открытии миссии. Он писал о 150 правосл. верующих в Сеуле, русских и корейцах - более 120 русских и 30 правосл. корейцев. Большинство из этих корейцев окончили курс в правосл. миссионерской школе Южно-Уссурийского края. Но в корейской столице не было правосл. священника, по праздникам в Российской миссии в «помещении десанта» (охраны) собирались православные и один из матросов читал молитвы. Поляновский отметил, что любой правосл. житель Сеула мог умереть без покаяния (Феодосий (Перевалов). 1999. С. 180).
20 июня 1897 г. имп. Николай II подписал представленное С. Ю. Витте решение об учреждении миссии, в задачи к-рой входило попечение о рус. христианах, пребывающих на Корейском п-ове, а также сооружение в Корее 1-го правосл. храма. Поскольку число правосл. христиан в Сеуле было относительно небольшим, было решено на первых порах ограничиться пристройкой к зданию дипломатической миссии помещения для домовой церкви. В 1897 г. император дал разрешение (постановление Синода подписано 2-4 июля 1897), и в нач. 1898 г. 1-я миссия в составе архим. сщмч. Амвросия (Гудко), иеродиак. Николая (Алексеева) и псаломщика А. Красина выехала в Корею. На нужды К. д. м. выделили содержание, а местом пребывания миссионеров определили Сеул.
В 1898 г. для К. д. м. купили земельный участок в р-не Чондон, недалеко от центра столицы, вблизи королевского дворца Токсугун, рядом с Российской дипломатической миссией. 8 янв. того же года финансовый советник в Корее К. А. Алексеев сообщил в МИД, что «корейский император имеет намерение подарить государю землю под церковь». Посланник в Сеуле А. Н. Шпейер подтвердил эти слова. Однако прибывший в Сеул новоназначенный поверенный в делах Н. Г. Матюнин телеграфировал имп. Николаю следующий текст купчей на землю: «Я (Король) купил участок земли, принадлежащий корейцам и французам, специально для того, чтобы одолжить его в пользование господину Императорскому Российскому Поверенному в Делах в Сеуле г. Шпейеру для постройки потребных Российскому Правительству в Сеуле зданий» (Феодосий (Перевалов). 1999). Имп. Николай II от дара отказался, и земля была куплена за счет казны.
Архим. Амвросий с попутчиками ждали разрешения на въезд во Владивостоке, затем в с. Новокиевском (ныне пос. Краскино Хасанского р-на Приморского края), на территории российского пограничного полка. Архимандрит вскоре был отозван в европ. часть России. Псаломщик Красин временно поступил на гос. службу. 18 нояб. 1898 г. архим. Амвросий был уволен с должности зав. миссией, и 7 сент. 1899 г. на эту должность был назначен выпускник КазДА кандидат богословия иером. Хрисанф (Щетковский), возведенный в сан архимандрита. В нач. 1899 г. корейское правительство разрешило иеродиак. Николаю (Алексееву) жить в Сеуле при Российской дипломатической миссии. В нач. янв. 1900 г. в город прибыли иером. Хрисанф и его одноклассник, псаломщик Иона Левченко, ранее также проповедовавший среди донских калмыков. Миссионеры поселились на частных квартирах.
Походная церковь была доставлена в Сеул еще иеродиак. Николаем. Поверенный в делах А. И. Павлов предоставил миссионерам гостиную в своей квартире, вмещавшую до 60 чел. молящихся, для устроения временного храма во имя свт. Николая Чудотворца, к-рый 17 февр. 1900 г. освятил архим. Хрисанф. При освящении пел хор матросов с канонерской лодки «Отважный», прибывший на церемонию из Чемульпо (ныне Инчхон, Республика Корея), присутствовали представители Корейского имп. двора и дипломатического корпуса.
С 1-й проповедью по прибытии в Корею архим. Хрисанф обратился к тем немногим корейцам, к-рые уже были знакомы с основами Православия. В Сеуле временно проживали ок. 30 «русскоподданных» корейцев, которые некогда служили в качестве переводчиков у рус. чиновников, состоявших на службе в корейском правительстве. Впосл., с утратой русского влияния в Корее, эти переводчики потеряли и свои должности, и средства к существованию. Все они некогда были крещены, но, вернувшись в Корею и пребывая без пастырской опеки, оставили религ. жизнь. Нек-рые даже забыли свои христ. имена. С этими корейцами архим. Хрисанф начал катехизическую работу и уже скоро, на одной из недель Великого поста, они были допущены к таинствам покаяния и причащения. Некоторым из них архим. Хрисанф предложил работу в качестве переводчиков и учителей в школе.
Архим. Хрисанф установил связь с Русской духовной миссией в Токио, в частности с архиеп. свт. Николаем (Касаткиным). Летом 1900 г. начальник К. д. м. посетил Токио. Архим. Хрисанф ознакомился с жизнью Токийской миссии и встретился с местными священнослужителями, посетил российское посольство, участвовал в работе Собора клира и мирян Японской Церкви, в богослужениях. После возвращения в Сеул архим. Хрисанф поддерживал связь со свт. Николаем.
15 окт. 1900 г. была открыта школа для корейских мальчиков. В 1901 г. в нее приняли 12 чел. Двоих из них, сирот, содержал архим. Хрисанф, 8 воспитанников жили в общежитии на средства миссии. Согласно обер-прокурорскому отчету, корейцы охотно отдавали детей в существующие при инославных миссиях школы и никогда не заявляли претензий, если дети воспитывались в христ. традиции. Во 2-й учебный год учеников было 10, в 3-й и 4-й - по 8 чел. В нач. Русско-япон. войны 1904-1905 гг. школа была закрыта.
Архим. Хрисанф организовал работу по переводу на корейский язык молитв и богослужений с помощью русскоговорящих корейцев. Сначала тексты молитв переводили со старослав. языка на русский, затем - с русского на корейский, проверяли текст с помощью англо-русско-французского словаря. Таким способом были переведены начальные молитвы, краткий молитвослов, Символ веры, 10 заповедей. Этот метод, однако, не оправдал себя из-за большого количества ошибок, и было решено переводить тексты с кит. языка как более близкого и понятного корейцам. Архим. Хрисанф обратился к начальнику Пекинской духовной миссии архим. Иннокентию (Фигуровскому; впосл. митр. Пекинский и Китайский) с просьбой выслать богослужебную и вероучительную лит-ру на кит. языке. После доставки книг с кит. языка были переведены «Православное исповедание» свт. Димитрия (Савича (Туптало)), «Часослов» и «Чин крещения язычников», основные молитвы и чинопоследование Божественной литургии.
В 1900 г. в миссии было 6 новокрещеных. C 1900 по 1904 г. были крещены 10 мужчин и 4 женщины. 20 мая 1901 г. скончался Левченко, и на его место был назначен русскоподданный кореец Моисей Лянь, к-рого вскоре уволили. Иеродиак. Николай (Алексеев) был рукоположен во иеромонаха. В 1902 г. на вакантную должность псаломщика прибыл иеродиак. Варфоломей (Селезнев) с 3 послушниками - Феодором, Димитрием и Иаковом в качестве певчих. Впрочем, уже в следующем году все трое вместе с иером. Николаем перешли в Пекинскую миссию.
В 1903 г. миссия открыла 1-й правосл. стан в дер. Мунсанпо (Мунсанпхо, ныне г. Мунсан). Миссию стал регулярно посещать кореец Хан Сан Даль, родившийся в дер. Мунсанпо. Через 2-3 месяца он предложил начальнику миссии приехать в его деревню для миссионерской деятельности среди жителей, к-рые, по его словам, были готовы к принятию Православия. Для занятий, по словам Хана, в деревне был приготовлен дом. Архим. Хрисанф и др. священнослужители К. д. м. стали проводить в деревне катехизические беседы с местными жителями и вскоре приобрели эту фанзу в собственность миссии для молитвенных собраний и собеседований с народом. Хана решили назначить катехизатором в Мунсанпо. И хотя его проповедь не имела успеха, миссионерский стан в Мунсанпо просуществовал 10 лет - с 1903 по 1913 г.
В 1898-1902 гг. на участке земли, приобретенном для миссии, возвели необходимые постройки: кирпичную ограду вдоль всего участка с входными воротами, здание школы, 2-этажный дом с квартирами для миссионеров, корейскую фанзу с помещением для прислуги и переводчика, сторожку, амбар для топлива, кухню с баней; на свободных местах участка разбили сад, огород, устроили аллеи. Помещение в гостиной посланника, где совершали богослужения, рассматривалось как временное. 17 апр. 1903 г. церковь была перенесена в здание школы и освящена; устроена звонница с 5 колоколами. Св. прав. прот. Иоанн Кронштадтский, который хорошо знал и поддерживал архим. Хрисанфа, прислал праздничное облачение.
В 1903 г. архим. Хрисанф путешествовал по Корее и вел путевой дневник. Он подробно описал устройство и расположение городов и деревень, историю буддийских монастырей, к-рые посетил, уклад жизни насельников, занятия и быт людей, с к-рыми встречался. Большое внимание он уделял корейским национальным традициям, напр. обрядам похорон и поминовения умерших, а также национальным искусствам и празднованиям. При этом везде, где останавливался, включая буддийские монастыри, архим. Хрисанф благовествовал о Христе, рассказывал об основах правосл. вероучения, приглашал собеседников посетить К. д. м. в Сеуле.
В ходе русско-япон. войны Корея подверглась япон. оккупации, и все русскоподданные были вынуждены покинуть страну. 2 февр. 1904 г. сотрудники миссии были высланы из Сеула и поселились при отделении Китайской правосл. миссии в Шанхае. Имущество К. д. м. было описано и передано на хранение франц. посольству. После отъезда из Кореи архим. Хрисанф был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии.
Новый период в истории К. д. м. наступил после нормализации отношений между Россией и Японией. 14 авг. 1906 г. миссия была вновь открыта в Сеуле, во главе миссионеров стал архим. Павел (Ивановский). Он был назначен на должность начальника миссии еще в 1904 г., но 2 года жил в Приморской обл. возле корейской границы, и только в июле 1906 г. получил разрешение на въезд в Сеул. Вторым членом миссии был иером. Владимир. В штат К. д. м. входил также послушник Константин Зигфрид (впосл. иеродиак. Кирилл), сверх штата трудился регент Ф. И. Перевалов (впосл. мон. Феодосий). Под рук. архим. Павла продолжилась работа по переводу богослужебных текстов и катехизических материалов. Архим. Павел в отличие от миссионеров 1-го состава приехал в Корею с хорошим знанием корейского языка. Для перевода текстов он привлек учителя школы в миссии корейца Иоанна Кана, владевшего рус. языком. В течение 5-6 лет была исправлена часть переводов, выполненных архим. Хрисанфом, а также сделаны новые переводы: краткого молитвослова, Часослова, сборника паремий, Служебника, Требника, избранных песнопений из Октоиха, Цветной и Постной Триодей, Праздничной Минеи, последования ко св. причащению, последования молебна и панихиды и др. Часть из них была напечатана. Евангелие, Апостольские послания и Псалтирь использовались в переводе Британского библейского об-ва.
Особое внимание архим. Павел уделил организации церковного хора. Обязанности регента были возложены на Перевалова, к-рый в течение неск. лет занимался с детьми учеников школы миссии, обучая их муз. грамоте и партесному пению, в то время практически неизвестному в Корее. Он же сделал нотные переложения на корейский язык вновь переведенных церковных песнопений. За основу были взяты московский и киевский распевы, а также сочинения Д. С. Бортнянского, Г. Я. Ломакина, И. В. Виноградова, Д. В. Аллеманова, Н. Ф. Соловьёва и др. Были переложены на корейский язык песнопения Всенощного бдения, литургии, стихиры, тропари и кондаки воскресных и праздничных дней. Т. о., к 1910 г. основную часть богослужений стали совершать на корейском языке.
Архим. Павел, так же как архим. Хрисанф, открывал миссионерские станы в провинциях и совершал миссионерские поездки по Корее. К. д. м. стала приобретать небольшие участки земли, строить на них молитвенные дома и организовала миссионерские станы в селениях Кёха, Каругай (Каругэ), Сончон (Сончхон), Ильсан, Марысими. При каждом стане открывали школы и привлекали учителей и катехизаторов из корейцев. Так, 1-я школа для мальчиков была организована в Сеуле в самой миссии, вскоре ее преобразовали в начальную гимназию с 6-годичным курсом обучения, затем - в одноклассную школу для девочек. Школы в станах были одноклассные с 4-годичным курсом обучения. Всего в 7 школах работали 20 преподавателей. Общее количество учащихся составляло ок. 250 чел. В программу входило обучение элементарной грамотности, Закону Божию, рус. и англ. языкам для желающих. Вначале занятия вели на корейском языке, после аннексии Кореи Японией,- на японском как государственном. Архим. Павел часто посещал станы, проводил беседы с местным населением. Когда в сел. Кёха число верующих увеличилось, в него назначили священника из корейцев Иоанна Кана, ранее служившего учителем миссионерской школы. Свящ. Иоанну с псаломщиком Алексием Кимом было поручено работать катехизаторами в станах и совершать регулярные богослужения.
По инициативе архим. Павла было организовано подворье К. д. м. во Владивостоке. Основными функциями подворья по замыслу архим. Павла должны были стать возможность для сотрудников миссии останавливаться там при приезде во Владивосток и оказание финансовой поддержки миссии. Архим. Павел предложил построить храмовый комплекс для увековечения памяти павших воинов в русско-япон. войне и объединить церковь и школу. 3 дек. 1905 г. городская дума Владивостока вынесла постановление об отводе участка земли по ул. Маньчжурской для постройки церкви-школы. В 1906 г. собирали средства на строительство, в 1907 г. приступили к строительным работам. 9 дек. того же года церковь-школу освятил в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» архиеп. Владивостокский и Камчатский Евсевий (Никольский) в сослужении архим. Павла и городского духовенства. Первым священником, заведующим и законоучителем церкви-школы с 4-годичным курсом обучения был назначен член Сеульской миссии иером. Варфоломей (Селезнев), рукоположенный ко дню освящения храма. 16 сент. 1908 г. начались регулярные занятия. В 1909 г. в школе обучались 77 детей из Рабочей и Матросской слободок. В том же году иером. Варфоломей перевелся в Камчатскую миссию. Вместо него заведующим подворья был назначен иером. Владимир (Скрижалин), прослуживший здесь до 1911 г. Третьим и последним настоятелем подворья до 1913 г. был иером. Феодосий (Перевалов). По его настоянию церковь-школа, подворье с имуществом и персоналом перешли из ведения К. д. м. в ведение Владивостокской епархии, поскольку миссия не смогла содержать на свои средства весь комплекс: и подворье, и школу, и храм.
Еще в 1908 г. по указу Синода послушники Перевалов и Зигфрид были пострижены начальником миссии в монашество с именами Феодосий и Кирилл. Мон. Кирилл вскоре был рукоположен в сан иеродиакона, в 1911 г. вступил в братство Уссурийского во имя Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря. Мон. Феодосий в 1910 г. был рукоположен в сан иеродиакона, затем иеромонаха, в 1911-1913 гг. заведовал подворьем во Владивостоке, а после передачи подворья Владивостокской епархии был причислен к Владивостокскому епархиальному ведомству. Ок. 1910-1911 гг. в К. д. м. совершал служение иером. Николай (Алексеев), бывший некогда в 1-м составе миссии.
За время пребывания архим. Павла в качестве начальника К. д. м. были крещены 322 чел., однако миссия не могла соперничать с католич. и протестант. проповедниками, располагавшими немалыми средствами. Так, генеральный консул А. С. Сомов пессимистично смотрел на будущее К. д. м., указывая на ее неустроенность, частую смену миссионеров и трудности в освоении миссионерами корейского языка. Он предложил сосредоточить силы миссионеров не на самой Корее, а на тех корейцах, которые переселялись на Дальн. Восток России, где к тому времени активизировали миссионерскую деятельность протестант. проповедники. Свои соображения Сомов изложил в записке, на которую имп. Николай II 27 окт. 1910 г. наложил резолюцию: «Правильно. Снестись с Обер-прокурором Святейшего Синода» (АВП РИ. Ф. Японский стол. Оп. 493. Д. 38, Л. 37). Обер-прокурор С. М. Лукьянов посоветовался по этому вопросу с архиеп. Евсевием, к-рый, дав оценку деятельности протестант. миссий, внес свои предложения по усилению правосл. проповеди среди корейцев: во-первых, «объединить деятельность Сеульской миссии с деятельностью корейской миссии в пределах Владивостокской епархии и во главе той и другой миссии поставить епископа на правах викария названной епархии» (Там же. Л. 54-59). Также архиеп. Евсевий предложил учредить новые миссионерские станы для корейцев в епархии, назначить в них катехизаторов и учредить особую миссионерскую должность во Владивостоке. Он предлагал К. д. м. не только не закрывать, но, напротив, усилить. Архиеп. Евсевий высказался и о необходимости облегчить прием корейцев в рус. подданство. С предложениями Владивостокского архиерея были солидарны и участники Иркутского миссионерского съезда 1910 г. Особое Совещание по вопросам внутренней и внешней миссии при Синоде, рассмотрев предложения архиеп. Евсевия и постановления Иркутского миссионерского съезда, признало их целесообразными.
Вскоре Синод учредил новое Никольск-Уссурийское вик-ство во Владивостокско-Камчатской епархии и назначил ему местопребывание во Владивостоке. 14 июня 1912 г. имп. Николай II утвердил доклад Синода о назначении епископом Никольск-Уссурийским, викарием Владивостокской епархии, начальника К. д. м. в Корее архим. Павла (Ивановского). 22 июня того же года в зале заседаний Синода архим. Павел был наречен, а 24 июня хиротонисан во епископа. В 1913 г. по его инициативе во Владивостоке на 1-м епархиальном миссионерском съезде были приняты решения, направленные на улучшение миссионерской деятельности в епархии. Члены нового переводческого комитета перевели и издали почти полный Служебник и Требник на корейском языке, пересмотрели прежние издания, составили духовные листки с проповедями. Большое внимание еп. Павел уделял развитию школьного образования. Были учреждены начальные школы для корейских детей; если дети не знали или плохо знали рус. язык, преподавание в первые годы обучения вели на их родном языке. Помощниками еп. Павла были его ученики-катехизаторы, ставшие впосл. священниками-миссионерами: корейцы Роман Ким, Василий Огай, Василий Лян, Мефодий Хван, Николай Цой и др. В 1913 и 1914 гг. еп. Павел неск. раз приезжал в Сеул в связи с переводом богослужебных книг с русского на корейский язык и жил в К. д. м. по месяцу и более. Еп. Павел фактически управлял миссией до 1918 г., когда был назначен епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии.
С 1912 по 1917 г. К. д. м. последовательно возглавляли: архим. Иринарх (Шемановский), в 1914-1917 гг.- игум. Владимир (Скрижалин), неск. месяцев в 1917 г.- иером. Палладий (Селецкий).
Архим. Иринарх был назначен начальником миссии в сер. 1912 г., когда в ее составе оставались лишь 2 священнослужителя - иером. Владимир (Скрижалин) и иерей Иоанн Кан. С 1898 по 1910 г. архим. Иринарх возглавлял Обдорскую миссию. В 1912 г. ему было предложено возглавить миссию в Сеуле. По приезде в Корею архим. Иринарх занялся изучением корейского языка, но, по свидетельству архим. Феодосия, язык ему освоить не удалось. Во время его руководства кореец Лука Ким, ранее учитель школы при миссии, был посвящен в диаконский сан.
После отъезда архим. Иринарха К. д. м. возглавил игум. Владимир (Скрижалин). Его помощником стал Павел Афанасьев, псаломщик, выпускник семинарии. В 1917 г., во время революции в России, когда в К. д. м. уже должен был прибыть новый начальник, игум. Владимир подал прошение об отчислении его из состава миссии и одновременно просил протопресвитера Военного и Морского духовенств о зачислении его в действующую армию. Оба прошения были удовлетворены, и вскоре игум. Владимира назначили священником в один из полков на Зап. фронте. В общей сложности он прослужил в миссии 10 лет, из них 3 года в должности заведующего, при нем был крещен 181 кореец (Шкаровский. 2010). После игум. Владимира (Скрижалина) в управление миссией вступил выпускник Владивостокского Восточного ин-та иером. Палладий (Селецкий), к-рый за 3,5 месяца проявил крайнее непослушание и непочтение к священноначалию.
В 1917 г. К. д. м. возглавил иером. Феодосий (Перевалов), впервые приехавший в Корею в 1906 г. как регент церковного хора. В связи с революционными событиями в России миссия лишилась средств, предоставляемых Синодом, и была вынуждена продать и сдать в аренду часть зданий. Ко 2-й пол. 1918 г. в составе миссии оставались иером. Феодосий, диакон Лука Ким и псаломщик А. Ким. Миссия сохранила также маленький детский хор из 10-12 чел. и 2-3 служащих. В 1920 г. иером. Феодосий был утвержден в должности начальника К. д. м.
С поражением Белого движения в Приморье прервались церковные связи с Владивостоком. Иером. Феодосий обратился с письмом к еп. Евсевию, находившемуся в Москве, к-рый представил этот вопрос на рассмотрение патриарху Московскому и всея России свт. Тихону. Идея поручить руководство К. д. м. русскому иерарху в Японии неоднократно высказывалась и ранее. В частности, в 1917 г. еп. Павел (Ивановский) писал об этом в Токио еп. Токийскому Сергию (Тихомирову). Указом Синода от 4 нояб. 1921 г. миссия была изъята из подчинения Владивостокскому епархиальному управлению и согласно Синодальному решению от 26 янв. 1922 г. подчинена архиеп. Токийскому Сергию - ближайшему русскому архиерею, сохранившему верность патриарху Московскому. Но фактически К. д. м. отошла в ведение архиеп. Сергия лишь в 1923 г. 5 марта того же года за труды по управлению миссией архиеп. Токийский Сергий возвел иером. Феодосия в сан архимандрита, а 31 марта следующего года рукоположил диак. Луку Кима в сан священника. К. д. м. находилась под личным управлением архиеп. Сергия и не объединялась с Японской Православной Церковью (Дионисий (Поздняев). 1999. С. 354).
В 1924 г. в связи с угрозой захвата церковного имущества с одной стороны советским правительством, а с др. стороны деятелями обновленческого раскола начальник К. д. м. зарегистрировал ее недвижимое имущество частично на физических лиц. Чтобы избежать возможной потери имущества в случае регистрации на имя Русской Церкви и высоких налогов в случае регистрации на частное лицо, было принято решение включить имущество миссии в «Имущественное общество Японской Православной Церкви» (Нихон сэйкёкай идзи-дзайдан), признанное япон. властями как юридическое лицо. Главой об-ва был рус. епископ в Японии, поэтому можно было не беспокоиться за сохранность имущества. Архим. Феодосий (Перевалов) с благословения архиеп. Сергия (Тихомирова) произвел регистрацию указанным способом, из Токио в помощь для решения юридических вопросов прибыл диак. Моисей Кавамура, который занимался регистрацией имущества миссии с 3 по 25 июля 1924 г. Документы о регистрации хранились в сейфе миссии в Сеуле, копии были переданы «президенту идзи-дзайдана» архиеп. Сергию.
В февр. 1925 г. Япония установила дипломатические отношения с Советским Союзом, в сент. того же года Российское генеральное консульство в Сеуле было закрыто, его сменило Генеральное консульство СССР, занявшее прежнее здание рядом с территорией миссии. Вслед за первым советским консулом Б. Шармановым стали появляться и «красные русские» - сотрудники консульских учреждений и внешнеторговых орг-ций. С этого времени и до 1945 г. «гражданская война» среди сеульских русских уже не прекращалась. Немногочисленная «белая» и маленькая «красная» общины принципиально не общались друг с другом. Ситуацию усугубило то обстоятельство, что «враждебные штабы» - здания советского консульства и духовной миссии, ставшей главным центром «белых русских», оказались в непосредственном соседстве друг с другом.
В нач. 1925 г. миссия насчитывала помимо штатных миссионеров 570 правосл. корейцев и 19 прихожан-иностранцев; общее число прихожан - 592, в Сеуле проживали 194 чел., в Марысими - 113, в Сончоне - 89, в Каругае - 77, в Кёхе - 63 и 56 чел. в Ильсане. Библиотека миссии в Сеуле составляла 3749 томов. К 1930 г. миссионерские станы сохранились в Кёхе и Каругае. В 1930 г. архим. Феодосий (Перевалов) попросил освободить его от должности и переехал в Токио, где скончался в 1933 г. За годы служения архим. Феодосия были крещены 75 чел.
После отъезда из миссии архим. Феодосия летом 1930 г. К. д. м. некоторое время оставалась без священника. Весной 1931 г. по благословению архиеп. Сергия (Тихомирова) в Корею был направлен из Харбина свящ. Александр Чистяков, совершавший богослужения в Сеуле и 2 раза в год посещавший станы в провинции. За время его служения (1931-1935) были крещены 87 корейцев.
После отъезда свящ. Александра Чистякова в миссии из церковнослужителей оставался только диак. А. Ким. В 1932 г. в Токио его рукоположил во иерея митр. Сергий (Тихомиров). В дек. 1935 г. митр. Сергий обратился к свящ. Иоанну Оно с просьбой посетить Корею и совершить рождественские богослужения в Сеуле, что и было исполнено. В марте 1936 г. митр. Японский Сергий командировал в Корею иером. Поликарпа (Приймака). В Корее к кон. 30-х гг. XX в. япон. власти постепенно разворачивали кампанию против любого иностранного влияния. Поскольку неосторожные действия миссионеров могли привести к закрытию К. д. м., митр. Сергий благословил во избежание провокаций со стороны властей ограничить деятельность миссии пастырским окормлением рус. прихожан. Иером. Поликарп стал окормлять русских в Сеуле и др. городах Кореи. Но правосл. корейцы также не оставляли богослужений; всего насчитывалось ок. 150 правосл. корейцев.
В 1939 г. в Японии был издан закон, по которому лишь урожденные японцы могли возглавлять религиозные общины. В этих условиях в 1940 г. митр. Сергия (Тихомирова) вынудили отказаться от управления Японской Церковью. Он поселился в маленькой квартире в пригороде Токио, где продолжал совершать богослужения. Оставив кафедру, митрополит не сложил с себя обязанностей архипастырского окормления К. д. м., однако под давлением япон. властей 8 окт. 1941 г. он был вынужден отказаться от управления миссией. Начальником миссии он назначил иером. Поликарпа с возведением его в сан архимандрита. Но еще ок. 3 лет митр. Сергий фактически возглавлял К. д. м., последнее письмо с указаниями архим. Поликарпу он послал 19 окт. 1944 г.
В статусе «временно самостоятельной» К. д. м. пребывала до 27 дек. 1945 г., когда Синод вынес определение о воссоединении начальника Корейской миссии архим. Поликарпа с Русской Православной Церковью. В пределах Китая и Кореи был образован единый митрополичий округ с присвоением митрополиту титула «Харбинский и Восточноазиатский». Временно управляющим образованным митрополичьим округом был назначен архиеп. Нестор (Анисимов). Патриаршим указом от 11 июня 1946 г. митрополичий округ был преобразован в Восточноазиатский Экзархат. Патриаршим экзархом был назначен архиеп. Нестор с возведением в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского.
Однако, несмотря на решение Синода и патриарха, миссия в Сеуле подвергалась попыткам захвата со стороны незаконной церковной власти. 7 янв. 1947 г. в Токио для управления Японской правосл. епархией при содействии оккупационной администрации США прибыл находившийся в юрисдикции русской Североамериканской митрополии архиеп. Питтсбургский Вениамин (Басалыга). Делегацию же Московского Патриархата не пропустили в Японию амер. власти. Противники архим. Поликарпа из среды рус. эмигрантов и корейцев, рассчитывавшие получить имущество миссии, объединились и 5 июня того же года направили 2 письма еп. Вениамину с просьбой решить вопрос об их «духовном окормлении», «убрать» архим. Поликарпа и назначить нового священника.
В окт. 1948 г. диак. Алексий Ким выехал в Токио, где еп. Вениамин рукоположил его во иерея и незаконно утвердил в должности «начальника Корейской миссии». 12 дек. 1948 г. после Божественной литургии в храме миссии противники свящ. Поликарпа (Приймака) потребовали на основании указа еп. Вениамина сдать все дела Алексию Киму. На территории К. д. м. произошла стычка, к-рую остановила полиция, а вечером того же дня архим. Поликарп был арестован. 18 дек. в присутствии Алексия Кима и его сторонников полицейский чиновник потребовал от архим. Поликарпа признать распоряжение еп. Вениамина (Басалыги). После отрицательного ответа архимандрита без его подписи был составлен протокол, закрепляющий права на миссию за раскольниками. Архим. Поликарп (Приймак) пребывал в тюремном заключении до 29 дек. 1948 г., когда благодаря защите адвоката, нанятого рус. прихожанкой, его освободили. Суд не нашел вины за о. Поликарпом, обвинение в «политической неблагонадежности» и шпионаже в пользу СССР сфабриковать не удалось. Выйдя из тюрьмы, архим. Поликарп «не ходил в церковь и жил исключительно подаянием» (ЖМП. 1949. № 8. С. 11). Он предпринимал меры, чтобы на законных основаниях вернуть миссию через суд. По свидетельству о. Поликарпа, ему с помощью экзарха Московского Патриархата в Америке архиеп. Макария (Ильинского) почти удалось добиться успеха в деле возвращения миссии, однако этому помешали новые репрессии. 18 июня 1949 г. он вновь был арестован и обвинен в шпионаже в пользу СССР лишь на том основании, что в янв. 1949 г. принял советское гражданство. Добиваясь признания в шпионской деятельности, полиция применила пытки по отношению к священнику. 22 июня архим. Поликарпу вручили бумагу о предстоящей высылке. 29 июня в сопровождении полиции его вместе с матерью доставили к 38-й параллели и предложили идти дальше одним. Через неск. часов они достигли пограничного пункта Сев. Кореи, а 3 июля прибыли в Пхеньян. В 1949 г. архим. Поликарп (Приймак) из Пхеньяна перебрался в Харбин, где получил назначение в один из храмов Восточноазиатского Экзархата.
Т. о., при содействии южнокорейских властей и амер. администрации К. д. м. перешла в юрисдикцию митр. Феофила (Пашковского), возглавлявшего Североамериканский митрополичий округ. Церковные, дипломатические, торговые и культурные связи между СССР и Юж. Кореей были насильственно расторгнуты. Начальником миссии стал свящ. Алексий Ким. 9 июля 1950 г., через несколько дней после начала Корейской войны 1950-1953 гг. и вступления в Сеул Корейской Народной армии, А. Ким был арестован в своей квартире на территории миссии, депортирован на север страны и, вероятно, погиб. Во время боев за Сеул здание российского консульства было разрушено, принадлежавшие миссии постройки пострадали, церковь была взорвана.
Большинство рус. эмигрантов покинули Сеул еще до начала войны, а немногие оставшиеся - во время войны или после нее. В 1953 г. греч. капеллан архим. Андрей (Халкиопулос), находившийся в Корее в составе вооруженных сил ООН, обнаружил в Сеуле правосл. храм и небольшую общину. Его стараниями здание церкви было восстановлено, а 29 нояб. 1953 г. состоялось освящение храма. С этого времени в нем стали регулярно совершать богослужения. Мирянина Бориса Муна Хичуна, избранного членами правосл. общины в Сеуле, 9 янв. 1954 г. рукоположил во диакона еп. Токийский Ириней (Бекиш), а на следующий день - во иерея. Также в 1954-1955 гг. богослужения совершал архим. Даниил из афонского Иверского мон-ря.
Вхождение в состав Японской епархии Североамериканской митрополии представлялось неприемлемым для православных Юж. Кореи, к-рые после окончания второй мировой войны считали невозможной любую зависимость от Японии. Это стало основной причиной того, что состоявшийся 24 дек. 1955 г. съезд корейских правосл. верующих принял решение присоединиться к К-польскому Патриархату, о чем было направлено соответствующее прошение в Стамбул. Петиция была удовлетворена, и с 1956 г. корейская община храма свт. Николая Чудотворца находилась в юрисдикции К-польского Патриарха в Сев. и Юж. Америке. Позднее все имущество и территория храма, принадлежавшие К. д. м., по запросу правосл. корейской общины в соответствии с решением суда были переданы ей в собственность. В дек. 1966 г. свящ. Борис Мун († 1977) и руководство общины в Сеуле продали исторически принадлежавший К. д. м. Николаевский храм с участком земли, а на вырученные средства построили новый Николаевский собор. В 1968 г. свящ. Борис ушел в отставку по состоянию здоровья, на смену ему прибыл архим. Евгений (Папас) из греч. правосл. епархии Юж. и Сев. Америки.
С 1970 г. правосл. приходы Кореи находились в ведении учрежденной 8 янв. 1970 г. Новозеландской митрополии К-польского Патриархата, которая объединяла под своим управлением правосл. храмы в Нов. Зеландии, Индии, Юж. Корее, Японии, на Филиппинах, в Сингапуре, Индонезии, Гонконге. Новозеландскую митрополию несколько десятилетий возглавлял митр. Дионисий (Псиахас). В кон. 70-х - нач. 80-х гг. ХХ в. сотрудниками правосл. миссии в Юж. Корее являлись 2 священника: грек, настоятель архим. Сотирий (Трамбас), прибывший в Юж. Корею в дек. 1975 г., и молодой кореец - иерей Даниил На (впосл. протопресвитер). В их ведении находились 3 правосл. общины: в Сеуле, Пусане и Инчхоне. В 1993 г. архим. Сотирий был хиротонисан во епископа Зелонского, викария митрополита Новозеландского Дионисия (Псиахиса). Впосл. в Корее были построены новые правосл. храмы в Чонджу и Паланли, а в кон. 90-х гг. XX в. в Капхёне возник небольшой жен. правосл. монастырь в честь Преображения Господня. В 1995 г. на территории сеульского Никольского храма были построены здания, в к-рых расположился Миссионерский центр, Никольская семинария, а в дальнейшем и 2 небольшие домовые церкви - Успения Пресв. Богородицы и прп. Максима Грека.
20 апр. 2004 г. решением Синода К-польского Патриархата на территории Юж. Кореи была образована отдельная Корейская митрополия, главой к-рой был назначен митр. Сотирий (Трамбас). В мае 2008 г. на посту главы Корейской митрополии митр. Сотирия сменил митр. Амвросий (Зографос), более 10 лет служивший в Юж. Корее в сане архимандрита.
Несмотря на закрытие К. д. м., в стране остались правосл. корейцы, к-рые помнят, что их родители были крещены рус. священниками. После установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Кореей стали возобновляться связи с РПЦ. В марте 1990 г. Сеул посетила делегация РПЦ для участия в конференции Всемирного Совета Церквей «Справедливость, мир и целостность творения». В 1992 г. в СПбДА начали стажировку правосл. студенты из Юж. Кореи, в частности свящ. Иустин (Канг Те Янг) и чтец Владимир (Юнг Кил Ли). Позднее клирик Новозеландской митрополии К-польского Патриархата свящ. Иустин Канг подал прошение еп. Манхаттанскому Илариону (РПЦЗ) о приеме его в Русскую Зарубежную Церковь. В 1994 г. решением Архиерейского Синода РПЦЗ была учреждена Корейская православная миссия, свящ. Иустин Канг назначен администратором миссии и настоятелем общины во имя ап. Иоанна Богослова. В связи с переходом в РПЦЗ Иустин Канг еп. Зильским Сотирием был лишен священного сана. В 1996 г. Корейская миссия была присоединена к Австралийско-Новозеландской епархии Русской Зарубежной Церкви. В 1997, 1999 и 2009 гг. Республику Корею посещал архиеп. Сиднейский и Австралийско-Новозеландский (впосл. митрополит Восточноамериканский и Нью-Йоркский) Иларион (Капрал), к-рый освятил церковь во имя прав. Анны в г. Самчхоке, совершил крещение неск. корейцев и рукоположил в сан иерея Павла Канга, к-рый с 2009 г. возглавил Корейскую православную миссию РПЦЗ.
В 2000 г. прошли торжества по случаю 100-летия Православия в Корее, которые возглавил Патриарх К-польский Варфоломей. От РПЦ в праздновании принял участие архиеп. (в наст. время митрополит) Калужский и Боровский Климент (Капалин), первый заместитель председателя ОВЦС Московского Патриархата. В 2000 г. еп. Зильский Сотирий (Трамбас) обратился с просьбой направить в Корею священника РПЦ ввиду значительного роста числа русскоязычных прихожан. В том же году в Сеул был командирован и до 2011 г. служил иером. (с 2006 игумен) Феофан (Ким; впосл. епископ Кызыльский и Тувинский).
В 2002 г. во время пребывания в России председатель Государственного комитета обороны КНДР Ким Чен Ир выразил желание построить в Пхеньяне правосл. храм. В 2003 г. в составе Об-ва верующих КНДР был образован Православный комитет, председателем к-рого стал Георгий (Хо Ир Зин). В апр. 2003 г. РПЦ приняла на обучение в МДС студентов из КНДР - кандидатов для дальнейшего пастырского служения в Сев. Корее.
24 июня 2003 г. архиеп. Калужский и Боровский Климент (Капалин) освятил первый камень храма во имя Св. Троицы в Пхеньяне. В ответ на обращение председателя Православного комитета КНДР решением Свящ. Синода РПЦ 17 июля 2006 г. был учрежден в каноническом ведении патриарха Московского и всея Руси правосл. приход Троицкого храма в Пхеньяне. 13 авг. 2006 г. митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) возглавил освящение Троицкого храма, 13 и 14 авг. 2006 г. рукоположил в нем во иереев Феодора Кима и Иоанна Ра, выпускников Московской семинарии.